воскресенье, 10 февраля 2013 г.

тексты, соблазняющие мужчин

Отождествление Лилит с царицей Савской (см. Саба), впервые встречаемое в арамейском переводе (см. Таргум) книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод ха-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение. Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «

ЛИЛИ±Т (Њd‰Њd‰љ), от слов «лилу» (аккадское, шумерское), «лайла» (иврит), т. е. «ночь».Центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число лилийот, лилин). Образ и имя Лилит заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой лилу фигурирует как бес мужского пола, а лилиту и урдут лилита как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным.PВ Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б).PВ апокрифической (т.е. не вошедшей в каноническую Библию) книге пророка Эноха сказано, что Лилит была «первой Евой», т. е. первой женой Адама. Лилит сотворил Господь из праха и огня (Адам был сотворен из праха и воды), и была Адаму равной. Собственно из-за того, что Лилит требовала равенства (в том числе и в выборе сексуальных поз она тоже хотела быть «сверху»), у неё произошел конфликт с Адамом, и она (имея крылья) улетела в сторону пустыни. Около Красного моря её остановили три ангела, посланные Богом, и потребовали, чтобы Лилит вернулась к Адаму. Она не только отказалась, но и пообещала уничтожать потомство Адама. Тогда ангелы взяли с неё клятву, что она никогда не войдет в дом, на котором написаны их имена. Кроме того, Лилит приняла на себя проклятие каждый день будут умирать сто её детей. Когда Лилит оказалась в пустыне, то встретила «другого», т .е. демона Самаэля.В каббале Лилит также является душительницей новорожденных и соблазнительницей спящих мужчин, от которых рождает бесчисленное число демонов и предводительствует ими (Зохар, Предисловие 14б; Быт. 54б; Исх. 96 а, 267б; Лев. 19 а, 76б). В Зохаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется На амой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной. В некоторых источниках она описывается как супруга Самаэля Старшая, или Бабушка Лилит царица нечистой силы (ситра ахара), которая в мире клиппот (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли Шхины в мире добра и святости. Бесовское потомство Лилит именуется здесь «смешанным множеством» (эрев-рав), посредством которого она властвует над всем нечистым. В ипостаси Младшей Лилит она супруга Асмодея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий