среда, 6 февраля 2013 г.

народы дагестана и их обычаи

В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачах, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте. В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В сел. Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.

Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В ауле Ходота, на родине легендарного Хочбара, недалеко от его сакли есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. В одних – молоко, в других – сметана, масло. Родник стал своего рода холодильником ходотинок. В сел. Сурсбук Дахадаевского района летом молоко и молочные продукты тоже хранят около речки, где очень прохладно. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.

Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».

Эти обычаи распространены и сейчас во многих селах горных  районов. Особенно сильны в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском и др. районах. Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.

Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей.

На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься. Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.

Расул Магомедов, профессор

Семейные адаты народов Дагестана

Комментариев нет:

Отправить комментарий