четверг, 7 февраля 2013 г.

осада пскова (1581—1582) курсовая работа

После победы псковичи просили монастырь о крестном ходе в память о событиях 1581 года. Официальный порядок (чин) этого крестохождения псковский епископ Геннадий утвердил через 20 лет, 21 мая 1601 года, и с тех пор он совершался ежегодно. В воскресенье седьмой недели по Пасхе из Троицкого собора выходил встречный крестный ход к часовне Владычного креста. Во вторник, после освящения воды на Великой, псковские и печорские иконы крестным ходом обносили вокруг крепости, а в среду печерян провожали в обратный путь.

Узнав о походе , псковичи вместе с печорским игуменом Тихоном и чудотворными иконами из монастыря, находившимися тогда в городе, обошли с молитвами вокруг всей крепости. Другой крестный ход был совершён 5 сентября в угол крепости к Покровскому монастырю. 8 сентября в решающий момент штурма печорские чудотворные иконы Богородицы принесли к проломному месту, и воодушевлённые защитники Пскова сбросили врагов, уже забравшихся на крепостные стены.

На собрании Псковского церковного историко-археологического комитета 10 июня 1910 года секретарь Комитета священник Александр Ляпустин обратил внимание на трудности осмотра иконы в часовне Владычного креста, которая постоянно закрыта, а стёкла в ней хулиганы бьют камнями. С согласия Печорского монастыря, которому принадлежали часовня и икона, её перенесли в Троицкий собор. Сейчас она и "икона Жиглевича" экспонируются в Псковском музее-заповеднике.

Позднее, в ХVII веке, на иконах, посвящённых видению Дорофея, изображался более подробный вид Пскова. Такие иконы до революции находились в Псково-Печорском монастыре, в псковском Гостином дворе у лавки И. И. Жиглевича и в часовне Владычного креста на окраине Пскова. Возле часовни встречали крестный ход из монастыря. Эти иконы многократно воспроизводились в краеведческой литературе.

Эта икона была увезена во время фашистской оккупации и возвращена в 2001 году при содействии президента В. В. Путина в Псковский кафедральный Троицкий собор. Аналогичная икона хранится в Московском Успенском соборе.

Очевидно, впервые такая икона была создана для псковской церкви Покрова у Пролома. Рисунок с неё граф М. М. Толстой приложил к книге "Святыни и древности Пскова" (Москва, 1861 г .). Прямо на иконе приведён большой текст о приходе под Псков войск Батория и видении Дорофея. Он полностью опубликован, в частности, инспектором Псковской духовной семинарии в "Указателе достопамятностей города Пскова и его окрестностей" (Москва, 1858 г .) и краеведом И. И. Василёвым в "Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей" (Петербург, 1898 г .).

Первоначальный текст "Повести" к середине ХVII века был дополнен сообщением о рассказе бывшего псковского пушечного кузнеца, и псковских святых на крепостных стенах города незадолго до первого штурма. В Пскове до этого появились отдельные списки рассказа, затем он вошёл в А местные живописцы создали на этот сюжет своеобразную икону с видом Пскова времён осады и Богородицей у Покровской башни.

В 1952 году вышло академическое издание "Повести", подготовленное сотрудником Пушкинского Дома В. И. Малышевым. В сборнике "Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века" (Москва, 1986 г.) дан старославянский текст и его перевод на современный язык, сделанный преподавателем Псковского пединститута В. И. Охотниковой.

Псковские краеведы внесли важный вклад в изучение "Повести". Порховский священник Александр Красноумов прислал в Губернский статистический комитет рукопись этой повести, датированную 1766 годом. В ней были отличия от первоначальной редакции. По предложению Комитет на заседании 23 мая 1875 года решил издать её. С 6 ноября следующего года она печаталась в "Псковских губернских ведомостях". Ещё один список "Повести" подарил музею Псковского археологического общества (ПАО) купец И. И. Булынников. Так как после предыдущего издания прошло более четверти века, секретарь ПАО поместил этот текст со своими комментариями в "Труды ПАО за 1903-1904 годы".

Яркий, правдивый рассказ об осаде Пскова оставил потомкам изограф (иконописец) Василий - очевидец событий, приближённый к руководителям обороны. Он завершил рукопись вскоре после окончания войны. Его была популярна в древнем Пскове, её много раз переписывали и даже дополняли. Отрывки из неё в 1821 году впервые опубликовал Н. М. Карамзин в приложении к IХ тому "Истории государства Российского". Полностью её издал в "Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете" за 1847 года (N 7) профессор О. М. Бодянский.

Преданья старины глубокой

В результате такой пристройки получилась своеобразная сдвоенная церковь Покрова и Рождества Богородицы. Её древний облик был возвращён в 1961-1962 годах под руководством архитектора-реставратора В. П. Смирнова.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.  Придел Рождества Богородицы был пристроен к храму Покрова Богородицы в память о дне штурма Пскова войсками Стефана Батория, который состоялся 8 сентября (21 сентября - новый стиль) в праздник Рождества Богородицы. Также эта церковь напоминает о видении старца Дорофея, который накануне штурма узрел на крепостной стене Богородицу. Видение это обещало Пскову небесную защиту и покровительство.

Уже в следующем году, после заключения мира и ухода врагов, благодарные псковичи поставили в этом монастыре деревянную церковь во имя праздника Рождества. Затем для неё перестроили тёплую монастырскую трапезную, примыкавшую к северной стене холодного Покровского храма.

8 сентября 1581 года, в день Рождества Богородицы, защитники крепости отбили первый, самый ожесточённый приступ. Центром сражения стало место пролома в стене между Свинорской и Покровской башнями, возле монастыря Покрова Богородицы.

 Главная атака войск Стефана Батория 8 сентября 1581 года пришлась в район Покровской башни. На непродолжительное время башня была в руках неприятеля.

Героическая оборона от войск польско-литовского короля Батория - славная страница в военной истории Пскова и Древней Руси. Псковичи сознавали важность этой победы и за прошедшие века многое сделали для того, чтобы сохранить память о ней.

В память о героической обороне Пскова

Материалы о руководителе обороны  Пскова в 1581-1582 гг. и о победе Пскова над  нашествием объединённого европейского войска под руководством польского короля Стефана Батория смотрите на нашем сайте  

Левин Н. Ф. Из глубины веков. Город воинской славы (осада Пскова в 1581-1582 гг.)//Время - псковское. 2006, 7 сентября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий